Сайрам 2017 попытка Nr.2

Минус одна веревка, комплект френдов, якоря с крючьями и куча всякого по мелочи - не успев выйти из зоны досмотра Шымкентского аэропорта мы начали нести потери. Можно предусмотреть многое, но человеческий фактор и потеря багажа всегда остаются за гранью планирования.

“Так - френды у меня есть, крючья и якорями я вам дам. Систему, карабины, какую-нибудь одежду, спальник и ботинки тоже найду.” - Тарас излучал оптимизм, а Рес, чей багаж болтался где-то между Москвой и Шымкентом - сдержанное недоверие. Но делать было нечего и мы, погрузившись в раздолбанный болид Тараса, помчались в сторону города.
Заехали в гости к Шамилю Рафикову - вручили привезенный из Риги бальзам и угостились местной настойкой. Нехарактерный напиток для 5 утра, но зато жизнь обрела краски и наша тройка - Юта, Рес и я, двинулась в сторону гор в приподнятом настроении. 
По пути добрали недостающее снаряжение, купили газ в таре напоминавшей банки из под пива и оставив Тараса вызволять наш багаж из цепких лап казахских авиаперевозчиков, выдвинулись под Сайрам. Нас ждала вторая попытка восхождения по маршруту Сидельникова - 5Б.
Вокруг были те же самые горы что и весной, но всё же немного другие. Снега почти не было, а краски потускнели. Хотя днем было довольно жарко - чувствовалось что осень вот-вот вступит в свои права. Не смотря на это пейзажи были всё так же красивы и величественны. Рес вообще поместил Сайрам-Су на первое место в личном рейтинге горных районов.
Воздержавшись от столь громких заявлений я сосредоточился на внутренних ощущениях. Рюкзак был полегче, травмированная летом лодыжка почти не беспокоила и я почти убедил себя что смогу пролезть маршрут не смотря на не лучшую, на тот момент, физическую форму.
Юта уверенно шла впереди, я за ней, а Рес - то отставая - то забегая вперед, носился вокруг с камерой, попутно собирая дрова для костра который он намеревался развести на ночевках.
За полтора дня добрались под гору. По сравнению с весной здесь тоже многое изменилось - стена была без снега, а спусковой кулуар забило льдом. Я слабо представлял себе спуск по нему, но отогнал сомнения решив что проблемы будем решать по мере их поступления.
Пока мы загорали под стеной - Тарас, взятками, шантажом и угрозами вызволил наш багаж и привез его в лагерь, а мы предприняли еще одну прогулку вниз и обратно.
На завтра, решив отдыхать активно, пошли провешивать начало маршрута, но обломались - пришлось вешать 100 метров перил до стены по льду. А весной тут был снег и под маршрут ходили ногами.

В топ 5 фейлов в горах, на ряду с потерянным багажом и забытым в лагере коньяком, уверенно входит расстройство желудка и пищевое отравление. Мало что может испортить восхождение больше чем раскаленные шары в животе и ежечасные забеги “за камень”.
В день восхождения, выбравшись в 4 утра из палатки, я чувствовал себя относительно бодрым и вполне здоровым, но чем ближе мы подходили к началу маршрута - тем больше я ощущал что с организмом происходит что-то не то. Силы пропали, а руки стали ватными и я понял что лидировать сегодня не смогу.
Озвучил смену диспозиции Юте. Юта отреагировала кратко, ёмко и нецензурно. Смена лидера в нашей двойке отработана и мы, быстро переодевшись, принялись работать на маршруте - Юта первой налегке, а я с легким рюкзаком - вторым. Так как команде узаконена дедовщина - то Ресу достался самый тяжелый рюкзак и место замыкающего.
Первая веревка - разлаз, начиная со второй Юта “включила Ули Штека” и страховку пришлось выдавать побыстрее. Не привыкший к такому зрелищу Рес впечатлился и озадачился:
“Юта так уверенно двигается - почему тогда обычно лидируешь ты, а не она?“
“Вот сейчас обидно было” - подумал я, но потом решил что гордиться напарником продуктивнее.
К вечеру вылезли на покатую осыпную полку. За ней начиналась ключевая веревка и выход на крышу. Юта, пройдя предыдущий крутой отрезок практически без точек страховки и получив от меня заслуженный нагоняй, рвалась лезть дальше. К сожалению времени до темноты оставалось не много, по этому энтузиазм Юты я предпочел направить на обустройство нашего временного жилища и приготовление пищи. На крохотной полочке поставили палатку и поужинав легли спать. Будильник поставили на 6 утра.
Сон втроем, в не самой большой двухместной палатке, понятие довольно условное и к утру каждый с нетерпением ждал звонка будильника, но мужественно пытался поспать еще чуть-чуть. Первым сдался Рес - “Уже девять часов!” - воскликнул он и мы, матеря не зазвонивший будильник, собственную лень в частности и весь альпинизм в целом, начали наперегонки выцарапываться из палатки. Наскоро позавтракали и пока Рес собирал палатку начали работать ключевую веревку. Спросонья лезлось не так легко как вчера и местами Юта переходила с лазанья на ИТО - наконец-то пригодились “крюконоги”.
В 10 утра вышли на связь - Шамиль Рифович, узнав где мы находимся, выразил сдержанное недоумение. Времени на объяснения не было и мы, оптимистично заверив его в скором завершении нашего мероприятия, продолжили работать. Через несколько часов выбрались на крышу и по скалам вдоль снежника полезли одновременно. Скорость немного увеличилась но на вершине мы оказались только к вечеру.
Сфотографировались на фоне треноги с портретом Владимира Семёновича и начали спуск. Какое отношение Высоцкий имеет к Сайраму я не знал, но в горах выбор невелик - либо он, либо Визбор.
Есть два варианта спуска с горы - на восток по 3Б или на запад в кулуар по 2Б. Тарас рекомендовал тройку, Шамиль - двоечный кулуар. Сделав ставку на опыт двинулись по гребню на запад. На связи нас заверили что на спуск нам понадобится примерно часа три - ага, щас! - светового дня нам хватило только на то чтоб дюльфернуть вниз, и заблудиться. Пришлось снова вырубать полку и становиться на ночевку.
Я был настолько вымотан что попив чаю сразу ушел спать - есть я уже не мог. Рес напротив был бодр, свеж и голоден. Юта выдала ему два сникерса вместо ужина и тоже залезла в палатку. Ужин в тот день отдали врагу.
На завтра был спуск который кроме жары, жуткого сушняка и костоломного кулуара, ничем особенным не запомнился - спустились и на том спасибо.
В 12 часов вышли на связь и радостно объявили что мы уже внизу. В ответ нам не менее радостно сообщили что на обед сегодня плов и порекомендовали успеть в лагерь к двум часам дня. Святая простота местных временами умиляла - до лагеря мы добрались только к девяти вечера.
Домой улетали этой же ночью и я, объевшись пловом в лагере, предвкушал глубокий сон на переднем сиденье такси. Но водитель, судя по тому как часто он прикладывался к банке с энергетиком, спать хотел больше меня. Его логика управления транспортным средством для меня остается загадкой по сей день - мы неслись петляя по темной трассе и замедлялись на освещенных участках. Увидев вдалеке огни встречных машин он переключался на ближний свет и мстительно врубал дальний прямо им в лоб. Встречные машины в долгу не оставались и к концу поездки у меня перед глазами плясали белые блики и дёргалось левое веко.

В три утра добрались до Шимкента, немного привели себя в порядок в туалете аэропорта, погрузились в самолет и после обеда того же дня были в Риге. Казалось что больше уже ничего произойти не может, но латвийские перевозчики решили превзойти своих казахских коллег и потеряли все три наших багажа. В итоге наши с Ютой рюкзаки прибыли через три часа, а Реса - ближе к вечеру.
В общем поездка получилась странной и сумбурной, но главное дело мы сделали - зашли на Сайрам по 5Б и закрыли тему которая с весны давила на нас свинцовой гирей.

Рес снял небольшое видео о нашем восхождении - Сайрам начинается с 11 минуты.
Тут фотки.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Место где нужно побывать

Заполярный микст

Ала-Арча 2018