Сайрам 2017

- Зачем вы ходите в горы?
- Чем бы вы занимались в мире, где нет альпинизма? - Поля, спонтанно решившая проинтервьюировать нас для своего цикла статей под названием “По стопам Янна Артюс-Бертрана...” - терпеливо ждала ответа на вопрос - изначально ответа не имеющий.
Пока Юта пыталась сформулировать свое видение проблемы, я судорожно пытался придумать что-нибудь нетривиальное. Хотелось озвучить мысль вескую, оригинальную и короткую - чтобы ее было удобно утащить на цитаты.
“В горах я чувствую себя так - как-будто вернулся домой” - нашелся я.
Не скажу что я испытывал что-то подобное раньше и тем более не потому ухожу в горы, но именно это ощущение преследовало меня с первого дня приезда в Сайрам-Су.
В Шымкент, второй по величине город Казахстана, прилетели затемно - в 4 утра. У нас были некоторые опасения по поводу обмена валюты в это время но, как казалось, совершенно необоснованные - обменники работали круглосуточно, в отличии от алкогольных магазинов. В лагерь пришлось ехать налегке без коньяка.
Водитель был предсказуемо разговорчив и если Юта, устроившись на заднем сиденье, могла заснуть, не беспокоясь о правилах приличия, то мне пришлось отдуваться за нас обоих.
Под нескончаемый монолог драйвера я отчаянно боролся со сном, но потом сдался и начал клевать носом. Водитель по началу принимал это за участие в разговоре, но потом все понял, замолчал и сделал музыку потише.
Проснулись где-то в районе Каскасу, на подъезде к “Арабам” - т.н. эко-деревне - основательному кемпингу построенному для арабских шейхов. Для того чтобы проехать через территорию кемпинга необходимо разрешение и денежный взнос. За то они заасфальтировали дорогу до лагеря и теперь к нему можно проехать на машине.
Путь пролегал через яблоневые сады, засыпанные необычным в это время года снегом. А я-то ожидал жару и солнце - даже шорты взял…
Лагерь - это несколько тим-боксов (кухня, столовая и учебная часть), места под палатки и удобства поодаль. Рядом река, скальный массив и вид на цирк Арсена.
В два захода перетащив рюкзаки, пошли доложить о своем прибытии. Конечно мы не были первыми выходцами из европейских окраин в этом районе, но уж точно люди с нашей стороны в Сайрам-Су гости нечастые. Наверное поэтому мы вызывали несколько больший интерес к себе чем мне хотелось бы и временами казалось что для местных мы что-то вроде диковинных заморских зверюшек.
Познакомились с главными людьми лагеря - старшим тренером Шамилем Рафиковым, начальником лагеря - Тарасом Моисеевым и поваром Дядей Толей. Шамиль знал каждый камень в районе, Тарас был похож на борца Федора Емельяненко, а у Дяди Толи, по его словам дома, в серванте, уже лет тридцать стоит бутылка рижского бальзама.
Во время нашего приезда проходили новичковые сборы - по лагерю слонялись разношерстные стайки молодежи в строительных касках, с ВЦСПС-овскими ледорубами и горящими глазами. К одной из таких стаек, планировавшей под руководством Тараса восхождение на Альтус по единичке, прибились и мы - с целью акклиматизационного выхода.
У ребят, на сколько я понял, это была первая гора и зная чем это чревато мы вышли под маршрут пораньше. Опасения подтвердились - через час новички нас догнали и неспешный марафон превратился в спринт. Стараясь не отставать мы выгребли на плечо к началу маршрута, где группа наших спринтеров била копытом в ожидании когда уйдет вперед группа дяди Самата - еще одно отделение новичков, вышедших на этот же маршрут.
Прошли траверс под скалами и начали длинный подъем по фирновому полю. Молодежь наперегонки отважно месила снег, но через час всё встало на свои места и я обнаружил себя впереди, рубящим ступени для длинной цепочки горовосходителей.
Взяв свой темп, мы с Ютой вышли на гребень и миновав ложную вершину поднялись к контрольному туру, знаменующему собой окончание нашего восхождения. Через час подтянулись остальные. Сфотографировавшись, мы пошли вниз в Ущелье Диких Альпинистов. Спуск по лифтовой сыпухе, а потом на задницах по снегу.
В этот день мой словарный запас обогатился двумя новыми альпинистскими терминами - “жопслей” и, не помню уже в каком контексте это прозвучало - “траверсанты и траверсучки”.
День отдыхали в лагере - ели шашлык, пили пиво и лазали по скалам, а вечером слушали лекции по альпинизму от зубров альпинизма.
Познакомились с занимательной тройкой альпинистов. Инструкторы - Сергей из Ташкента и Наташа из Алматы водили клиента Кайрата из Шымкента. Такой вот интернационал.
Дальше была тройка Б на Барс-1 - комбинированный маршрут по снежному кулуару со скальным участком в три веревки перед вершиной.
В 4 утра вышли из лагеря в цирк Арсена. Три часа подхода под маршрут у нас растянулись на пять. Ледник был засыпан снегом и зрелище представлял собой масштабное и монументальное - опытный фотограф вполне мог бы выдать снимки окружающего великолепия за гималайские.
 Перед нами опять работала какая-то группа. Не спеша оделись и, отпустив коллег подальше, вышли в кулуар. Встали на инструменты и принялись работать одновременно.
К обеду были на перевале, откуда начиналась скальная часть маршрута. Нужный нам внутренний угол был забит снегом, а камни залиты натечным льдом. Его я вылез на инструментах - пригодился "хибинский микст".

Через пару часов вышли на вершину - оставили записку и начали спуск - опять в Ущелье Диких Альпинистов.
Ущелье Диких Альпинистов представляет собой лакомый кусочек для любителей первопрохождений. Оттуда практически нет классифицированых маршрутов, а красивых вариантов первопрохождений великое множество - одна “Кремлевская Стена” чего стоит.
Большое количество возможностей для первопрохождений характерно для всего района. Например, как нам позже сказали в лагере, на пик Арсен вообще нет отдельных маршрутов - только через соседние вершины. Такую возможность мы упустить не могли и, после двух дней отдыха, опять пошли в цирк Арсена - делать первопроход.
Памятуя о пятичасовом подходе под Барс - решили идти с ночевкой, запланировав прохождение двух новых маршрутов - по кулуару северной стены и по первому контрфорсу северной стены. Ориентировочно 4Б-5А к.с.
Не спеша поднялись на морену и решили ночевать там. Можно было подняться выше, но было поздно, да и не хотелось спать на снегу. Позже мы поняли насколько правильным было наше решение.
Весной в горах погода нестабильна и если первые дни она нас баловала - то прогноз на ближайшую неделю заставил напрячься. Но восхождение решили не отменять и в 8 утра следующего дня уже работали на маршруте.
Маршрут, длинный снежно-ледовый кулуар на северной стене, виден даже из города и мне до последнего не верилось что до нас здесь никого не было. Предполагаемая длинна маршрута, по разным прогнозам, колебалась от 12-15 веревок (Шамиль) до 8-10 (Юта). В итоге оказалось 22 - вполне соизмеримо с маршрутом Барбера на Корею, но уклон не слишком крутой да и ключа на маршруте нет.
Пошли одновременно. Я работал первым, а Юта занималось делопроизводством - на распечатанной фотографии маршрута отмечала места станций и записывала количество пройденных метров.

Идиллия закончилась вместе с плотно севшим на нас облаком и неожиданно прилетевшим камнем, который выбил конспект из рук Юты. Записи перенесли на ладошку, а двигаться продолжили на ощупь. Поднявшийся ветер временами разгонял облака и я корректировал курс - главное было не промахнуться мимо узкой горловины выводящей на гребень.
На гребень вышли часа в четыре и спустя минут двадцать писали записку на вершине. Впереди был спуск - длинный и нудный.
Логично что вершина, не имеющая прямого маршрута наверх - не имеет прямого маршрута вниз. Варианты - один другого хуже: или через Барс на перевал в Ущелье Диких Альпинистов, что нам категорически не подходило, или по гребню в сторону пика Чимкент, дюльфер 40 м в провал и, по системе полок и кулуаров - в цирк к ночевкам.
Спуск выглядел довольно гуманным на фотографиях, но растянулся до темноты и только к 11 вечера мы были у палатки. Итого - 8 часов на подъем, 6 на спуск - такое вот соотношение.
Следующий день мы отдыхали с чувством выполненного долга.
Еще один день мы отдыхали со смешанными чувствами - сбылись худшие прогнозы синоптиков - ветер гнул дуги палатки, сыпал град с дождем, а с гор сходили лавины.
Ночью показывали грандиозное световое шоу - молнии, под непрекращающийся аккомпанемент раскатов грома, плясали прямо над палаткой. Было очень красиво и немного страшно. Успокаивало только то, что палатку догадались поставить пониже и для лавин мы были недосягаемы.
 На третьи сутки непогода утихла и стало довольно холодно. Это вселило в нас оптимизм и на следующее утро мы опять вышли под Арсен.
 Шамиль Рифович, в соответствии с поговоркой о том что “умный в гору не пойдет...”, рекомендовал нам не лезть там, где можно обойти. Мудрый совет - но не в этот раз.
Начало маршрута совпадало с пройденным нами маршрутом по кулуару. Далее - контрфорс, но его тоже можно было обойти и выйти прямо к башне перед снежным плечом. Элегантное решение которым мы воспользовались, не учтя что летом на этом участке сыпуха, по которой ни один человек в здравом уме не пойдет. В итоге, обойдя половину маршрута по снегу, мы поняли что сами себя перехитрили.
На Арсене мы уже были, а заявлять куцый недо-маршрут нам не хотелось. Посовещавшись мы развернулись - ушли вниз и через несколько часов пили пиво в базовом лагере.
Впереди были несбывшиеся мечты и тяжелые разочарования.
В лагере стало пусто - новички разъехались, большинство инструкторов тоже. Впереди был Чемпионат Республики Казахстан по альпинизму.
Участники - сплошь и рядом наши хорошие друзья-казахи - Макс, Лёня, Рома, Турсун и Полина. Кто-то из них уже был в лагере, кто-то должен был подъехать в ближайшее время. Может по этому я и ощущал себя здесь как дома - вокруг были люди которых всегда рад увидеть и встречи с которыми ждешь с нетерпением.
На следующий день после нашего спуска в лагерь приехала Звезда Альпинизма - восходитель на все восьмитысячники планеты, МСМК, ЗМС, чемпион, призер и обладатель. Звезда, как и положено звезде, появлялась ближе к вечеру - в районе бара. Там она пила водку и говорила. Говорила много и сочно - о себе, об альпинизме и о людях в нём. Про альпинизм я слушал с неподдельным интересом, а когда разговор заходил о людях - я старался незаметно покинуть застолье. Людей звезда похоже недолюбливала.
Основной целью нашей поездки была северная стена пика Сайрам - высшей точки района. Когда-то я увидел описание первопрохода на него в одном интересном блоге и на какое-то время эта гора прочно засела у меня в голове
Фото - К. Белоцерковский
Пик Сайрам находится довольно далеко от лагеря - день пути, а то и больше. Для безопасности организаторы рекомендовали нам дождаться начала ЧРК, а для куража - предложили совершить восхождение в рамках чемпионата. Мы согласились, но так-как чемпионат был закрытый - то мы, после оперативного оформления нужных бумаг, выдвинулись под маршрут уже в качестве членов федерации альпинизма южно-казахстанского округа.
К сожалению свежеобретенный статус альпинистов ЮКО никак не влиял на скорость и легкость нашего передвижения. Рюкзаки были тяжелыми, подход длинным, а день жарким. Не люблю я ходить с тяжелым рюкзаком. Лазать люблю, а ходить нет.
Подход - от лагеря через реку, подъем к “Кинг-Конгу” - скальному массиву с двумя маршрутами 7А+, дальше направо по гребню до перевала “Солнечный” и длинный траверс до морены. Увидев морену я захотел скинуть рюкзак в пропасть и уйти домой. Но я уже делал так в Каравшине и по опыту знал - подъем может не быть таким крутым каким он представляется снизу. Так оно и оказалось.
У морены нас догнала тройка казахов - Макс, Рома и Лёня. Они планировали выход под гору на следующий день, но передумали. “Вам без нас скучно будет, да и нам без вас тоже” - пояснили они и дальше мы пошли впятером. Переночевали на морене и на следующий день подошли к ночевкам.
Пол дня сидели - смотрели на стену. После обеда протропили подходы под маршруты - мы под 5Б Сидельникова, парни под самую трудную 5Б на стене - Боброва.
Вечером подошел один из судей-наблюдателей - Ильдар Габбасов - по ФИО вроде казах, а по шортам напоминающим килт, которые он надевал в торжественных случаях - шотландец.
В долине ходили облака и постоянно грохотало. Погода оптимизма не внушала, но выбора не было и в 4 утра следующего дня мы вышли под маршрут. Первые три веревки - ключевые - обещалось трудное лазание и редкая страховка. Хотя я относительно легко пролез все в ботинках, третью веревку мы доработали только к трем часам дня. На темпе передвижения сказывалось и пищевое отравление Юты, перенесенное двумя днями ранее, и плохая погода и недостаточная проработка маршрута.
Неудивительно, что когда настал момент тяжелого решения - идти дальше или возвращаться - решение далось нам легко - идём вниз.
Оставив якорь и петлю, дюльфернули к началу маршрута. Смаркировав веревки и сняв железо мы пошли вниз, вслед за баулом, который весело кувыркался по снежнику, скинутый мною минутой раньше.
Через час спустились в лагерь, попили чаю с Ильдаром и пошли отдыхать в палатку. Погода, изрядно полоскавшая нас на маршруте, стала еще хуже и нам ничего не оставалось как лечь поудобнее и заняться самокопанием.
Прошли сутки. Погода сошла с ума окончательно - непрерывно гремел гром, напоминая орудийную канонаду, сыпал град с дождем, а ветер гнул палатку. В редкие минуты затишья мы, вместе с Ильдаром, вылезали на перекур и смотрели на стену, гадая каково на горе пацанам.
К обеду третьего дня на перевале показались три точки. Со временем они материализовались в Макса, Лёню и Рому, пошатываясь приближавшихся к лагерю. Оставив Юту кипятить чай и разогревать пюре с мясом, мы с Ильдаром выдвинулись им навстречу.
Подойдя ближе и увидев лицо Макса, в груди у меня нехорошо ёкнуло - настолько он выглядел изможденным и уставшим. Но потом, на его почти черном лице блеснула улыбка и у меня отлегло от сердца. Разгрузив парней и вручив им по чашке чая мы приготовились слушать рассказы.
Отдышавшись и утолив первую жажду - они затрещали перебивая друг-друга. Лёня - о своем почти десятиметровом срыве на станции - “ну ладно, может метров пять я летел! Да блин - ну полтора метра там точно было!”, Рома о новом способе извлечения точек из рельефа, а Макс периодически советовал Лёне помолчать.

"...Я предложил бросить все и дюльфернуть еще до того, как мы подошли под начало маршрута, но меня никто не послушал. Следующее такое предложение я озвучил лишь через две веревки, когда выяснил, что станция, на которой мне предстоит качать 20-ти метровый маятник, собрана на "живой" и гудящей плите. К сожалению, было уже поздно..."
Леонид К, ̶ ̶д̶о̶м̶о̶х̶о̶з̶я̶й̶к̶а̶ ̶ участник

"Специально для этой горы мы разработали новый метод доставать железо из трещин, если по какой то причине оно там застряло. Достаточно всего лишь клюв молотка просунуть в щель, повернуть молоток и раздвинуть края трещины. Способ работает 100%, я так лично не одну станцию разобрал. Пожалуйста, расскажите об этом новом способе своим друзьям"
Роман Ш, участник

"Снега было по развилку и даже выше. Но желания сходить интересный маршрут на интересную гору у нас было еще больше. Конечно возникли некоторые трудности, которые мы решали уже в процессе. К примеру, спуск не могли долго найти: снега по колено да он еще и сверху валит, молнии бьют, ветер сбивает с ног, видимости вообще нет, рельеф не просматривается, переговариваемся только ̶ ̶м̶а̶т̶о̶м̶ криком. Пришлось достать гадальные карты и по ним определять, где север, а где вершина, в какой именно из кулуаров нам надо спускаться, а в какой не надо. Не представляю, что было бы, если бы гадальные карты в тот раз нас подвели"
Максим Т, руководитель

Для интересующихся - полная версия отчета тут

Подоспела еда - Макс есть не мог, а у Лёни так тряслись руки что коньяк я ему решил не предлагать - все-равно бы расплескал.
Наше присутствие под горой больше не требовалось и мы, собрав палатку и упаковав рюкзаки, начали спуск в базовый лагерь. Пропорционально сбросу высоты у меня падало настроение - очень близко к сердцу принял я наше неудачное восхождение.
За три с лишним часа пути я накрутил себя настолько, что подходя к лагерю, уже прикидывал сколько загружу коньяка в освободившееся от снаряжения место в багаже. Снаряжение я хотел отдать Тарасу, а сам планировал уйти в  бадминтон.
Оставшиеся два дня пролетели в хозяйственных хлопотах на фоне всеобщего расслабона. Сушили вещи, лазали по скалам, разбирали и упаковывали снаряжение.
Тарас, надев стильную кепку, брал у участников интервью.
Вечером в столовой пили с казахами коньяк, закусывая его вкусными рахатовскими конфетами. Сидели долго и много говорили - когда еще встретимся.
 В день отъезда прошло торжественное закрытие ЧРК - с флагом, гимном и медалями. Первое место заняли Макс, Рома и Лёня, второе - с восхождением на Софию - звездная тройка - Полина, Турсун и Василий Пивцов, третье - с двумя четверками Б - двойка из ЮКО под руководством Закира.
 В первую неделю нашего пребывания в Сайрам-Су мы поучаствовали в соревнованиях связок - заняли первое место и нам тоже вручили медали. Если не знать что порвали мы значков - то наша двойка вполне себе органично вписывалась в строй настоящих медалистов.
Послушали гимн и поздравительные речи, раздали привезенный из Риги бальзам, погрузились в Ромину машину и уехали в Шымкент. На ночь сняли квартиру, а утром отправились в аэропорт.
Коньяка с собой так и не купили - понадеялись на tax free, за то к рюкзакам, ботинкам и каскам в ручной клади прибавилась картина с видом на Победу - подарок Полины с Турсуном.
Обнялись с чемпионами и улетели домой.
Я до сих пор не знаю в какую категорию записать эту поездку. По спортивным показателям - однозначно в пассив.
С другой стороны - мы увидели новый, ни на что не похожий район. Специфический рельеф, разнообразные маршруты - многие из них нехоженые. Это однозначно актив.
Встретили старых друзей и завели новых - это, я думаю, в любой дыре будет активом.
Но самое главное, несмотря на горечь разочарований, неудачи и сомнения, мне всё еще хочется вернуться домой - в горы. И это наверное самый важный актив.

Здесь паспорт восхождения на Арсен - наш первопроход.
А здесь - фотокарточки.
Этому человеку пишите если захотите приехать, а этому - если вам нужна информация о районе и маршрутах.