Ала-Арча 2018

Если есть желание хапнуть суровой погоды, брутального быта, снега, льда и прочего “реального альпинизма” - приезжайте в Арчу. Будет много прекрасных  возможностей - таких как: поишачить с тяжелым мешком на подходе к Рацека, померзнуть на ночевках, поплавать в снегу по пояс и многое-многое другое. За то сможете презрительно фыркать в ответ на рассказы о поездках в более комфортные районы типа Безенги или Туюк-Су, а так же чувствовать себя прошедшим огонь, воду и медные трубы. Вот и мы с Ютой, решив отдохнуть от теплых гор, в очередной раз отправились в горячо-любимую нами Ала-Арчу.
В аэропорту нас встретил Артур, позитивный парень с характерным профилем - местный гид и альпинист. Наморщив ум я вспомнил что мы с ним встречались четыре года назад, тут же в Арче. Он с девушкой собирался идти Свободную Корею по маршруту Лоу. С шиком затащил на Рацека арбуз, которым угощал окружающих, а рядом с хижиной слепил огромного снеговика который постоянно норовил упасть. На гору они тогда вроде не зашли, но шик девушка оценила и впоследствии вышла за Артура замуж.
Закупив продуктов приехали в альплагерь. Перепаковались, позавтракали яичницей в “Треугольнике” и выдвинулись наверх. В запасе был весь день и теоретически времени хватало на то чтоб занести весь груз прямиком на Рацека. На практике - не дойдя до “Ёлок” я уже начал искать пропасть чтоб рюкзак туда скинуть.
-Давай так - предложил я Юте -  доходим до ёлок и оставляем железо там. Завтра спустимся и заберем.
Предложение было принято единогласно и с энтузиазмом - почти сорок килограммов груза за спиной активизируют рационализаторскую жилку в любом гуманитарии.
Было тепло и солнечно. Вокруг слонялись толпы корейских туристов, которые аплодисментами приветствовали наши рюкзаки, а за спиной крутили пальцем у виска. У ёлок снаряжение ценой $$$$ оставлять было жалко - решили сделать заброску повыше. Пройдя полчаса подходящего места не нашли. Еще через полчаса рюкзаки уже не казались настолько тяжелыми. А еще через час разгружаться было тупо - где-то рядом был “Конец толкания”. Показался ледовый галстук на Баче, а несколько минут спустя и двухэтажный каменный домик - хижина Рацека. Заселились на второй этаж, поужинали и, отбившись от чересчур назойливого хижника Марата, провалились в спальники уснув еще до того как приняли горизонтальное положение.
На завтра по плану были ледовые занятия - по этому мы проснулись пораньше. Огляделись, попытались пошевелиться и заснули опять. Сил после вчерашнего подъема хватило лишь на то что бы перевернуться на другой бок. В полдень всё же вышли на ледник. Вспомнили как делать вертолеты и проушины, полазали по ледопаду и к вечеру вернулись на Рацека.
В лагере появился Артур с клиентом - корейцем с лаконичным именем И. У них в долгосрочных планах были Учитель и Корона, а в краткосрочных, как и у нас - ледовые занятия. Мы же, попив чаю с печеньками, пошли собираться - на завтра хотели идти 4А на Байлян-Баши из лагеря. Ну или как вариант при плохом раскладе - занести часть снаряжения на Коронские ночевки.
Рано утром, по морене со звучным названием Костолом, вдоль ледопада с не менее звучным названием Крокодил, вышли на Аксайский ледник.
-Как пройти в библиотеку?
-Вам по Костолому мимо Крокодила! - много людей могли бы спастись от альпинизма получи они в свое время такой ответ на вопрос “Как дойти до Коронских ночевок?”
Снега было много, плюс мы вильнули, по этому до хижины добрались лишь к обеду. Вариант номер два образовался сам собой и на гору в тот день мы не пошли. Время решили не терять и сделали еще одну ходку вниз за остальными вещами. Кое что я хотел оставить на Рацека до отъезда, но забыл и у нас появились две пары абсолютно ненужных скальников. Среди снега и льда они смотрелись экзотично.
День отдохнув наконец-то выдвинулись на гору. Маршрут - ледовый склон на пять-семь веревок и микстовый участок перед гребнем. Спуск по пути подъема. В Медвежий угол подходили часа три - тропили долго и нудно. Докопались до берга, ввязались и принялись работать на маршруте. Энергично проскреблись по льду и выбрались на гребень. Приподнялись чуть повыше, посмотрели варианты спуска по гребню и вальнули вниз удовлетворенные. Маршрут ломовой и бесхитростный, но для открывашки всё же слегка крутоват.
Павленко в своем блоге рассказывал что провесил спуск под пятидесятку. То ли наши полтинники усохли, то ли его вытянулись - но каждый раз до станций нам не хватало считанных метров. В итоге теперь там два комплекта спусковых петель.
В хижине появились соседи - Артур с И - они собирались на Корону и еще один местный гид Андрей с двумя клиентами - Борей и Андреем. Боря носил аккуратно подстриженную бороду - будто прямиком из барбершопа, Андрей-клиент носил панаму, а Андрей-гид был похож на молодого Патрика Суэйзи.
Заварили чаю заботливо оставленным Артуром кипятком и завалились спать. Будильник отключить забыли и в 4 утра следующего дня я, вполголоса матерясь, копался в рюкзаках пытаясь отыскать эту пронзительно-голосящую падлу. Соседи, посылая лучи добра мне в спину, тактично молчали и делали вид что спят.
Следующий день обдавал теплом и светом. Сейчас бы опять на гору, но мы наслаждались заслуженным отдыхом - пили чай и отъедались. В обед сходили под 5Б на тот же Байлян-Баши - основную цель нашей поездки. Прокопали траншею под начало маршрута и занесли снаряжение. Я хотел провесить две веревки льда, но сверху летели камни и нам пришлось ретироваться. Отступали спешно, но с достоинством.

К вечеру потеплело. Светило солнце. Парни, ушедшие кто на восхождение, кто на ледовые занятия, вернулись и занимались мелкой бытовухой. Кто-то сушил вещи, кто-то готовил еду, кто-то просто бездельничал и пил коньяк. Прибившись к последней группе я точил кошки и наслаждался погодой. Артуровский клиент, узнав что главный пик района называется Свободная Корея - впечатлился и потащил его под стену. Вернулся взбудораженным. Наш кореец был южный, а Свободная Корея северной по этому на вопрос об этимологии названия Артур ограничился невнятным - “Soviet Union”. Как ни странно И такое объяснение устроило и он, записав гору в свой wish list, лег спать умиротворенным.
Мы ложились спать со смешанными чувствами - дул теплый ветер, а небо затянуло облаками. Луна шла на убыль предвещая смену погоды, при том отнюдь не в лучшую сторону. Так оно и оказалось - на следующее утро валил снег, облака упали на ледник, а ветер испытывал на прочность выходящих из хижины. Парни всё же вышли на гору - Андрей & Co на Изыскатель, Артур с И - на Корону.
У нас был классический день отсидки в непогоду - обжиралово и скука смертная. Чтоб хоть как-то развлечься - устроили соц. соревнование горелок. Поставили в ряд MSR Reactor, MSR WindBurner и JetBoil и заставили соревноваться в скорости приготовления кипятка из снега. Предсказуемо победил “JetBoil на стероидах” - полутора-литровый MSR Reactor. Пол-литровый JetBoil всего-лишь на минуту опередил литровый WindBurner, подтвердив звание самой переоцененной и беспонтовой горелки в своем классе.
Вывод: ходите в двойке - берите WindBurner, ходите большей группой - берите Reactor. Единственный нюанс который мы не смогли установить во время эксперимента - экономичность и надежность горелок. Не могу сказать за Reactor, но WindBurner по этим показателям делает JetBoil однозначно.
Начали возвращаться наши соседи - пораньше Артур с И, попозже Андрей с командой. Съехав пару раз с лавиной - Артур свое восхождение свернул, а парни свое добороли до конца. Вернулись уставшие и шумные - хвастались заснятым видео и хвалили БД-шные мотыги, которые мы им одолжили взамен их - то ли поломанных, то ли затупленных. Напились чаю и вальнули вниз - на Короне им делать было нечего.
Стало пусто и тоскливо. Тоже захотелось вниз, но у нас был последний шанс сходить гору за день. Ночью показались звезды и у нас возникла робкая надежда на удачный исход мероприятия. Но в итоге от восхождения всё же отказались - в первую половину дня погода звенела, но потом, когда я откапывал снаряжение из-под маршрута, на ледник опять упало облако. На Рацека возвращались сквозь снег и ветер.
Внизу было людно - аншлаг на аксайских сборах. Курсанты висели гроздьями на скалах, карабкались по леднику, переносили друг-друга в рюкзаках и просто слонялись по лагерю.
Среди инструкторов оказались и наши казахские друзья - Турсун с Полиной. В какой-то момент мы боялись что разминемся с ними но всё получилось удачно - хоть какая-то выгода от плохой погоды.
Посидели в новом вагончике - “Нью Ала-Арча”, как они его называют - капитальном строении из жестянки обитом изнутри вагонкой. Столовая с раздаточным люком из кухни, а вместо стены раздвижные двери за которыми скрывались трехъярусные нары, на манер капсул в звездолете в фильме “Пятый элемент”. Только стюардесс с декольте не было.
Коньяка, на который я так рассчитывал, в лагере не оказалось - пришлось довольствоваться чаем. Посидели - обменялись новостями, поделились планами. В хорошей компании время летит незаметно и мы, обнявшись с нашей казахской парочкой, отправились собираться на спуск.
Утром встали пораньше, сбежали вниз и к 9 утра уже принимали душ внизу в “треугольнике”. Это был кайф. Традиционно позавтракали яичницей, а часом позже, на понтовом “крузаке” за нами приехал очередной гид в этой поездке - Паша Воробьев. Крутой болид мы оценили по достоинству - при должном умении в Киргизии можно жить хорошо.
Как водится - затарились коньяком, ништяками и позвякивая отправились в аэропорт. По дороге заскочили в аксаевский офис - забрали Полинин подарок - замечательную картину безымянной горы. Талантливый человек - талантлив во многом.
Подытоживая - поездка в плане спорта не задалась - похоже чёрная полоса в восхождениях, начавшаяся в прошлом году, пока не закончилась. Но уезжали без неприятного осадка - мы сделали всё что смогли, а винить погоду глупо.
За четыре года что я тут не был район поменялся. Снега стало меньше, а многие ледовые маршруты стали вполне себе микстовыми. Но позитивные изменения порадовали больше - уменьшилось количество мусора. В нац. парке появились корзины, да и наверху стало почище. Хочется верить что так всё и останется ведь порядок нельзя просто навести - его нужно поддерживать каждый день, час, минуту.